Рейтинг ВУЗов от ИД «Коммерсант»

Рейтинг ВУЗов «Самые востребованные выпускники России» от издательского дома «Коммерсант»

Перейти к таблице рейтинга за: 2006 год.

Разговоры о том, что система высшего образования устарела, идут не один год. Компании жалуются, что полученные в ВУЗе теоретические знания выпускники не могут применять на пра ктике, вследствие чего их приходится доучивать своими силами. Однако наиболее востребованные ВУЗы делают ставку именно на фундаментальные знания, при этом не забывая поддерживать тесные связи с компаниями-работодателями. В выпускниках каких ВУЗов заинтересованы крупнейшие российские компании?

Оценку востребованности выпускников российских ВУЗов мы, как и при составлении прошлогоднего рейтинга ВУЗов, доверили российским компаниям из списка 300 крупнейших. Впрочем, в опросе поучаствовало чуть больше сотни фирм. Как и в прошлом году, при распределении мест в рейтинге мы в первую очередь учитывали количество компаний, назвавших соответствующий ВУЗ среди наиболее авторитетных учебных заведений, чьих выпускников они хотели бы видеть в числе своих сотрудников. Если у двух и более ВУЗов эти цифры совпадали, учитывалось число компаний, принявших в прошлом году на работу выпускников данного ВУЗа. Если совпадали и эти цифры, мы обращали внимание на то, сколько именно выпускников данного ВУЗа трудоустро илось в компании из списка 300 крупнейших, участвовавших в нашем опросе.

Как показал опыт, предоставить полную информацию о количестве принятых выпускников и заработных платах молодых специалистов для служб персонала компаний дело хлопотное. Многие компании представляют собой разветвленные холдинговы е структуры, и собрать информацию по всем предприятиям, видимо, не так просто. И если расставить галочки рядом с названиями ВУЗов, чьих выпускников компания была бы рада видеть среди своих сотрудников, в общем-то не сложно, то добавить от себя пару-тройку ВУЗов, указав при этом их современное наименование или хотя бы правильную аббревиатуру, смогли не все — путаницы, как выяснилось, здесь немало. Так что ВУЗы, не попавшие в этом году в сотню самых востребованных, могут сетовать исключительно на человеческий фактор. С информацией по заработным платам и количеству принятых в компанию молодых специалистов также было не все гладко. Но тем не менее информации, полученной от 88 крупнейших компаний, хватило, чтобы сделать несколько любопытных выводов.

Во-первых, рейтинг ВУЗов по сравнению с прошлым годом обновился более чем на треть: некоторые ВУЗы сместились на более низкие позиции, другие и вовсе не попали в сотню. Вместе с тем по-прежнему большинство ВУЗов, попавших в рейтинг, имеют техническую и финансово-экономическую направленность. Десятка лидеров оказалась представлена все теми же ВУЗами, и первые две строчки рейтинга по-прежнему занимают МГТУ имени Баумана и МГУ имени Ломоносова. Комментируя наш рейтинг, ректор МГТУ имени Баумана Игорь Борисович Федоров отметил, что первая строчка рейтинга свидетельствует о правильности выбранного курса. «В нашем случае это сочетание фундаментальных знаний и тесной связи с работодателями. Ребята, которых мы выпускаем, ценятся в промышленности и науке, они востребованы, и это для нас самое главное. Инженерное российское образование ценится во всем мире, мы знаем это и по опыту общения со многими зарубежными партнерами», — поясняет Игорь Борисович.

Во-вторых, общее число принятых на работу крупнейшими российскими компаниями выпускников ВУЗов по сравнению с прошлым годом заметно возросло (6108 против 5126 человек), что отчасти можно объяснить обновлением списка компаний—участников опроса. И если в нашем прошлом рейтинге ВУЗы-лидеры оказались на первых строчках благодаря наиболее частому упоминанию, но при этом не могли похвастать хорошими показателями по количеству принятых на работу выпускников, то в этот раз ситуация изменилась. Выпускники самых востребованных ВУЗов оказались действительно востребованы рынком. Например, в 2005 году всего 26 выпускников МГУ имени Ломоносова и 4 выпускника МГТУ имени Баумана трудоустроились в крупнейшие российские компании, а в 2006 году такие предложения получили уже соответственно 115 и 206 человек.

И в-третьих, по сравнению с предыдущим периодом в целом вырос уровень заработных плат молодых специалистов. Это отчасти объясняется появлением в списке компаний—участников опроса нескольких коммерческих банков, которые традиционно предлагают молодым специалистам высокий уровень дохода (по сравнению с другими сферами бизнеса). Если в 2005 году доля выпускников, которым при поступлении на работу компании были готовы предложить свыше $700, составляла всего 0,2%, то в 2006 году, по данным нашего опроса, на такую зарплату были приглашены 3,5% всех трудоустроенных молодых специалистов. Одновременно, хотя и не так значительно, в прошлом году увеличилось число молодых специалистов с заработной платой $300-700, а с заработком менее $300, наоборот, сократилось по сравнению с 2005 годом c 34,4 до 30,9%.

© Издательский Дом «Коммерсант». Елена Алеева, Светлана Кондратова. Источник: Коммерсантъ Деньги

Перейти к таблице рейтинга за: 2006 год.